ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ....................................................................... 3 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.......................... 8 2.1 Учебный план ..................................................................................................... 8 2.2 Календарный учебный график......................................................................... 11 III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ...................................................................... 30 3.1 Условия реализации программы ..................................................................... 30 3.2 Формы контроля и аттестации ......................................................................... 30 3.3 Планируемые результаты ................................................................................ 31 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .............................................................. 32 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ .............................................. 34 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 41 VII.ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................... 43 Приложение 1 ......................................................................................................... 43 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273). 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция). 5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года». 6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017). 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г. 8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629). 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816). 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.). 11. Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих 3 дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации». 12. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ». 13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН). 14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). 15. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 16. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области». Актуальность программы заключается в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области конструирования, повышает уровень образованности, нацеливает на развитие личности, социально адаптированной к изменяющимся условиям на современном этапе, владеющей способностью самоопределения. В образовании подрастающего поколения все более актуальной проблемой становится развитие дивергентного мышления. Большими возможностями для развития политехнического воспитания обладают занятия техническим творчеством, которые развивают у детей интерес к науке и технике, к исследованиям, способствуют профессиональному самоопределению школьников. Заложить в детях с раннего возраста устойчивое желание заниматься творческим техническим трудом – сложная, но очень важная задача. Все эти факты способствовали появлению запросов на образовательную программу, имеющую политехническое направление, ориентирующую на формирование у детей навыков трудового воспитания, связанного с космосом, 4 конструированием, развитием познавательной и творческой активности. Решение этих задач заложено в программе «Начальное космическое моделирование». Конструируя космические объекты, обучающиеся овладевают логикой творчества – умению формулировать и развивать идею, проектировать и воплощать задуманное в образную модель, приобретают навыки работы с инструментами, учатся читать схемы и чертежи, познают технологические приемы использования различных материалов. Творческая деятельность прививает детям стойкий интерес к технике, позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, быть более конкурентоспособными. Отличительные особенности программы, новизнапрограмма «Космос» является базовой программой по астрономии, так как в её основу положены первостепенные знания, дающие начальные представления об астрономии как науке, её историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний. Обучающиеся получают знания об устройстве Вселенной, месте в ней человека, основных физических законах, о практическом использовании астрономических знаний, об источниках информации о космических объектах, о физических условиях на планетах и их естественных спутниках, на звёздах и в межзвёздной среде. Изучение самых общих вопросов астрономии является главной особенностью данной программы. Другой важной особенностью данной программы является согласованность первого года занятий со школьным курсом 5-го класса «Природоведение», а второго года занятий – с учебником по географии для 6-го класса. Согласованность первого года занятий со школьным курсом 5-го класса «Природоведение» заключается в более развитом, наглядном и углублённом изучении раздела «Вселенная». Взяв за основу теоретические темы из учебника (Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 2006), автор в программе «Общая астрономия» их расширила, развила и дополнила практическими наблюдениями, занятиями в планетарии, докладами обучающихся, диспутами, выступлениями на конференции, экскурсиями, играми и викторинами. Второй год занятий по программе «Космос» согласуется с учебником по географии для 6-го класса. В 6-м классе общеобразовательной школы учащиеся работают с картами и проходят координаты земного шара. В связи с этим на втором году занятий в программу «Космос» вводятся разделы «Небесная сфера» и «Координаты небесных тел», а также ведётся активная работа с картами звёздного неба и самостоятельно изготавливается подвижная карта звёздного неба. Данная особенность программы обуславливает возрастные рамки обучающихся – 11-13 лет (5-7 классы). Программу «Космос» отличает использование в обучении новейших современных технологий (мультимедийных технических и компьютерных средств), которые обеспечивают максимальную наглядность и продуктивность занятий. 5 Существенным отличием данной программы является её гуманизация, то есть связь с человеком. В связи с таким подходом в программе, не теряя общего базового научно-технического направления, уделяется внимание таким вопросам как: влияние Космоса на природу Земли и человека, необходимость экологического подхода в изучении Космоса, осознание места и роли человека во Вселенной, научная проблема поиска жизни и разума во Вселенной. Эти актуальные темы органично вписываются в основной материал программы, внося в него разнообразие и вызывая интерес к предмету астрономии и космическому моделированию. Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих раскрытие способностей к изучению, исследованию и моделированию космических объектов, понимание основ естественнонаучного мировоззрения и развитию инженерного мышления обучающихся. Задачи: обучающие: - формирование базового минимума астрономических знаний и умений. - формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека. - формирование умения учиться, навыков самообразования. - формирование умений добывать, систематизировать и преподносить знания аудитории. - приобщение к культурным ценностям человечества через предмет астрономии. - формирование знаний и умений в области технического творчества по созданию моделей космической техники. развивающие: - развитие познавательной активности. - расширение сознания ребёнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к Космосу. - развитие созидательных возможностей личности, её творческих способностей. - совершенствование интеллекта, развитие рационального – логического мышления. воспитательные: – формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте человека в нём, с его искусственно созданной предметной средой. - воспитание внимательного и участливого отношения к окружающему. - формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений. - воспитание уважительного отношения к человеку – творцу. 6 - воспитывать чувство гордости за страну которая первой создала искусственный спутник Земли, осуществила первой полёт в космос, является лидером в мире по производству космических аппаратов. Характеристика программы Дополнительная образовательная программа «Космос» написана для детей 11-13 лет и имеет научно-техническую направленность. Она призвана удовлетворить познавательную жажду школьников в вопросах астрономии и современных исследований космоса, а также ознакомить ребят с современной космической техникой. Программа также ориентирована на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры Направленность: техническая. Тип: общеразвивающая. Вид: модифицированная. Уровень освоения: ознакомительная. Объем и срок освоения программы Программа « Космос» рассчитана на три года обучения продолжительностью: 1 год обучения - 144 учебных часа; 2 год обучения - 144 учебных часа; 3 год обучения - 144 учебных часа. Режим занятий: Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 2 учебных часа( 40-45 минут занятие, перерыв между занятиями 10 – 15минут) Тип занятий: массовый, групповой, индивидуальный. Форма обучения: очная и дистанционная. Адресат программы: Набор детей осуществляется на добровольных началах, по желанию ребёнка, без учёта подготовленности и наличия способности научно-техническому конструированию и моделированию. Программа рассчитана на детей 11- 13 лет. Наполняемость группы: 1 год обучения – 15 человек; 2 год обучения – 15-13 человек; 3 год обучения – 13 -11 человек. 7 II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.1 Учебный план Таблица 1 Учебный план 1 год обучения № п/п 1. 2 Теория Вводное занятие Исследования космического пространства астрономия. 3 Космическая техника технология. 4 История Науки. Итого: Количество часов Практика Всего 1 30 1 28 2 58 41 21 62 11 11 22 83 61 144 и и Форма контроля, аттестации Беседа Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Содержание учебного плана Раздел 1. Водное занятие. Теория: Ознакомительное занятие в объединении « Космос» Правила поведения и ТБ в кабинете. Раздел 2. Исследования космического пространства и астрономия. Теория: Обсерватории. История. Древний мир. Средние века. Возрождение. Государственные обсерватории.LAMOST - Большой многоцелевой спектроскоп в Китае ,России.Планеты, их спутники,таблица характеристик планет. История открытий и исследований космическими аппаратами. Практика: Материалы и инструменты, применяемые в космическом моделизме. Приемы и варианты изготовления отдельных частей моделей архитектурных астрономических сооружений, сборка. Покраска и отделка моделей. Раздел 3. Космическая техника и технология. Теория: Космодромы и полигоны,околоземные орбитальные аппараты — искусственные спутники Земли (ИСЗ); межпланетные космическиеаппараты Общие вопросы космической технологии.Физические особенности 8 космического пространства, технологических процессов. Изменение свойств конструкционных материалов в космических условиях космического вакуума. Влияние электромагнитной и корпускулярной радиации. Влияние низких температур. Практика: Выполнение моделей космических аппаратов. Написание рефератов. Выполнение макетов космодромов по образцу, по своему замыслу. Создание презентаций. Раздел 4. История Науки. Теория: Выдающиеся учёные астрономы, конструкторы, лётчики испытатели. Практика: Поисковая деятельность. Сбор информации. Оформление альбомов. Написание рефератов Таблица 2 Учебный план 2 год обучения № п/п Теория 1. 2 Вводное занятие Количество часов Практика Всего Экология 1 43 1 39 2 82 3 Космическая экология 26 24 50 4 Работа над 2 творческими проектами 8 10 72 144 Итого: 72 Форма контроля, аттестации Беседа Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Содержание учебного плана Раздел 1. Водное занятие. Теория:Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Понятие о методе моделирования как форме научного познания. Правила безопасности труда. Раздел 2.Экология. Теория:Климатические изменения на планете Земля, парниковый эффект. Атомная энергетика и радиоактивные отходы, загрязнение мирового океана. Экологически чистый транспорт. Атомная энергия и ноосфера. 9 Практика:Написание рефератов. Создание презентаций. Работа над проектами. Раздел 3.Космическая экология Теория:Космический мусор: средства обнаружения, регистрации, ликвидации. Перенос вредных производств за пределы Земли, исследование природных ресурсов авиакосмическими средствами,нанотехнологии для космоса. Практика: Оформление альбомов. Написание рефератов. Создание презентаций и видеофильмов. Моделирование космической техники. Раздел 4. Работа над творческим проектом. Теория:Выбор темы проекта,составление плана работы над творческим проектом, подбор материалов. Практика: Создание и защита собственных проектов. Выставка работ. Таблица 3 Учебный план 3 год обучения № п/п Теория 1. 2 Вводное занятие 3 Космическая медицина 4 Работа творческими проектами Энергия человек. Итого: и над Количество часов Практика Всего 1 46 1 46 2 92 17 17 34 9 9 18 72 72 144 Форма контроля, аттестации Беседа Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Практическая работа Наблюдение Опрос Содержание учебного плана Раздел 1. Водное занятие. Теория:Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год. Обсуждение плана. Организационные вопросы. Понятие о методе моделирования как форме научного познания. Правила безопасности труда. 10 Раздел 2.Энергия и человек. Теория: Сравнительный анализ источников энергоснабжения для различных географических точек России и мира.Атомная энергетика и производство продуктов питания.Энергобиологические комплексы Безопасный ядерный реактор. Альтернативные источники энергии. Практика: Написание рефератов. Создание презентаций. Работа над проектами. Раздел 3. Космическая медицина. Теория: Летные эксперименты с животными. Медико-биологические проблемы будущих межпланетных и межзвездных перелетов. Факторы, влияющие на переносимость, защита организма от их действия. Функция слуха у космонавтов. Инфразвук. Ультразвук. Космическая микробиология и иммунология. Практика: Написание рефератов. Создание презентаций. Работа над проектами. Раздел 4. Работа над творческими проектами. Теория: Выбор темы проекта ,составление плана работы над творческим проектом, подбор материалов. Практика: Создание и защита собственных проектов. Выставка работ. 2.2 Календарный учебный график Таблица 4 Календарный учебный график « Космос» 1 год обучения (наименование программы) № Да п/п та Темазанятия КолВремя во Проведен часо ия в занятия 1 2 2.1. 13.00-14.00 14.15-15.15 Вводное занятие 2 Исследования космического пространства и астрономия 58 Форма занятия беседа Местоп Форма роведе ния контрол я МБОУ тест СОШ №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Обсерватории мира. 2 беседа 11 №40 тест 2.2 2.3 2.4 2.5 История развития обсерваторий. Приемы и варианты изготовления астрономических сооружений. 2 Современные обсерватории. Сборка, покраска и отделка моделей. 2 Изучение солнечной системы. Создание иллюстрированного альбома. 2 Планетарная система. Создание иллюстрированного альбома. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ ия беседа 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа Таблица характеристик планет и их спутников. 2.8. История открытий и исследований космическими аппаратами. 2 Современные исследования Марса. 2 Два основных направления в исследовании. беседа 2 2.1 1 Идеи А.Л.Чижевского. Выполнение презентаций. 2 13.00-14.00 14.15-15.15 2.1 3. 2.1 4. Космические исследования Земли. Оформление тематических альбомов. 2 Космические телескопы. Изготовление примерных моделей телескопов. 2 Современные наземные оптические телескопы. Изготовление примерных моделей телескопов. 2 №40 МБОУ Видео СОШ экскурсия №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 2.1 2. №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли. Изготовление дидактического материала №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 2.1 0. №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 2.9. №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 2.7 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 2.6 №40 №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 12 презентац ия тест анкета тест тест тест тест анкета диспут тест проект Защита проекта Защита проекта 2.1 5. 2.1 6. 2.1 7. 2.1 8. 2.1 9. 2.2 0. 2.2 1. Радиотелескопы и радиоастрономические наблюдения. Изготовление примерных моделей телескопов. Поиск и открытие внесолнечных планет. Создание макета поверхности фантазийной планеты. Поиск планет подобных Земле. Создание макета поверхности фантазийной планеты. 2 Современные представления о Вселенной. Написание реферата. 2 Теория Большого Взрыва, сценарий будущего. Написание реферата. 2 Проблема скрытой массы. Изготовление дидактического материала 2 Проблема тёмной энергии. Оформление учебного стенда. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 Наблюдательная астрономия. Фотографирование. Наблюдения солнечных затмений. Фотографирование. 2 Наблюдения лунных затмений. Фотографирование. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ анкета 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия тест кая работа №40 2.2 5. 2.2 6. Наблюдения искусственных спутников Земли. Создание фотоальбомов и видеопрезентаций. Переменные звезды. Новые и сверхновые звезды. 2 кая работа №40 2 беседа 2.2 7. Сверхновая звезда 1994 года. №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ 2 Конкурс «Полёт к звёздам» ия беседа 13 тест тест кая работа №40 2.2 4. диспут 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 2.2 3. Защита проекта тест кая работа №40 2 Защита проекта 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 2.2 2. Защита проекта №40 опрос Вычислительная астрономия. Работа с астрономическими данными. 2 Программы обработки астрономических данных. Обработка информации. 2 3. Космическая техника и технология 62 3.1. Космодромы и полигоны – определение. Выполнение макетов полигонов по образцу, по своему замыслу. 2 Космодромы мира. Выполнение макетов полигонов по образцу, по своему замыслу. 2 Космические войска. Роскосмас. 2 2.2 8. 2.2 9. 3.2 3.3 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест кая работа №40 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.4 Космические аппараты. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 3.5 Представление своего макета космического аппарата. 3.7 Нетрадиционные средства для вывода космических аппаратов, исследования планет. 2 Аэродинамические аппараты (крылатые, роторные). 2 беседа 3.9 Аэродинамические летательные аппараты, перспективные способы и средства. 2 Представление своего макета космического аппарата. 2 Технологические процессы в условиях космического полета. №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.1 0 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.8 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 3.6 №40 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 14 №40 Защита макетов Защита макетов тест тест Защита макетов Защита макетов Защита макетов Защита макетов тест тест 3.1 1 3.1 2 3.1 3 Экологически чистые сверхлегкие аппараты для контроля за состоянием окружающей среды. 2 Летательные аппараты с электрическими и тепловыми эко двигателями; воздушные шары и дирижабли. 2 Проблемы полетов к планетам Солнечной системы. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ ия беседа 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ ия беседа Эволюция профилей гелионавтики. Проблемы полетов к планетам Солнечной системы. 3.1 7 Космические аппараты для дистанционного изучения Земли. 2 Группа изучения реактивного двигателя (ГИРД). 2 беседа 3.1 9 Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам. 2 Группа изучения реактивного двигателя (ГИРД). 2 3.2 1 3.2 2 3.2 3 2 Развитие международных космических проектов. Проектирование жилых кварталов в космосе. 2 Программа «Союз – Апалон» (ЭПАС). Проектирование жилых кварталов в космосе. 2 МКС – жилой квартал в космосе. Проектирование 2 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа Тренировка экипажа. Виртуальная игра экспедиция «Мы летим на Марс». №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.2 0 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.1 8 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 3.1 6 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 3.1 5 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3.1 4 №40 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 15 тест тест Защита макетов Защита макетов Защита макетов тест тест тест беседа тест тест беседа беседа №40 жилых кварталов в космосе. 3.2 4 Конкурс на лучший проект жилого квартала в космосе. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 3.2 5 3.2 6 Развитие международных космических проектов. Проектирование жилых кварталов в космосе. 2 Планируемые экспедиции на Луну. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 3.2 7 3.2 8 3.2 9 Планируемые экспедиции на Луну. Просмотр научного фильма «Лунные экспедиции». Выполнение тестов. 2 Просмотр фильма «Циолковский миф и легенда». Онлайн обсуждение. 2 Просмотр фильма «Астрономия Китая». Выполнение тестов. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 Онлайн-вебинар . « Великие астрономы мира». История Науки. 11 4.1 Участие в международной интернет олимпиаде « Что мы знаем о космосе». 2 Олимпиада « ТехноСЮТ». 2 4.2 тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ беседа 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест кая работа №40 кая работа №40 4.3. Составление кроссвордов о космосе. Тема по выбору. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 4.4. Участие в международной интернет конкурсе «Космическая техника». 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 16 Защита макетов 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 4 Защита макетов беседа кая работа №40 2 тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 3.3 0 тест Защита проекта Защита проекта 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 4.1 0. 4.1 1. Проект: «Техника времён Великой Отечественной войны». Тема на выбор. 2 Проект: «Техника времён Великой Отечественной войны». Тема на выбор. 2 Проект: «Техника времён Великой Отечественной войны». Выполнение проекта. 2 Проект: «Техника времён Великой Отечественной войны». Защита проекта. 2 Проект: «История космической радиолюбительской связи». Выбор темы проекта. 2 Проект: «История космической радиолюбительской связи». Выполнение проекта. 2 Итоговое занятие: «Космос» Выполнение теста. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 4.1 2. Подведение итогов проектной деятельности. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Календарный учебный график « Космос» 2 год обучения (наименование программы) Таблица 5 № Дат п/ а п 1 Темазанятия КолВремя во Проведен часо ия в занятия Вводное занятие 13.00-14.00 14.15-15.15 2 2 Экология 82 17 Форма занятия беседа Местоп Форма роведе ния контрол я МБОУ опрос СОШ №40 2. 1 2. 2 2. 3 2. 4. 2. 5 2. 6 2. 7 2. 8 2. 9 2. 10 2. 10 2. 11 2. 12 История. Механизм образования «озоновых 2 дырах». Оформление альбомов. Вымысел и правда об 2 «озоновых дырах». Оформление альбомов. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ Климатические изменения на 2 планете Земля. Выполнение тестов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 Государственная Программа 2 «Отходы». Выполнение тестов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Можно ли климатом Земли. Просмотр фильма. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 тест опрос тест беседа беседа управлять 2 беседа №40 №40 тест тест Никола Тесло. Выполнение 2 информационного листа. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест Современные методики США 2 и России. Выполнение тестов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия тест Факторы, влияющие изменение климата. Составление кроссвордов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия кая работа №40 беседа на 2 Киотский протокол. Оформление альбомов беседа №40 №40 кросворд 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ опрос Парниковый эффект и его 2 сущность. Выполнение информационного листа. Опасен ли парниковый 2 эффект. Просмотр фильма. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ опрос 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия опрос Можно ли избавиться о т 2 парниковых газов. Выполнение тестов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Наука об изменении климата. Оформление альбомов. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 кая работа №40 беседа беседа 2 №40 №40 кая работа №40 18 тест тест 2. 13 2. 14 Как помочь климату? Оформление альбомов. Атомная энергетика радиоактивные отходы. Выполнение тестов. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия тест кая работа №40 и 2 беседа №40 Экологические последствия 2 тектонической активности Земли. Просмотр фильма. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Реальные и мифические 2 угрозы существованию жизни на Земле. Оформление альбомов Защита человечества от 2 природных катаклизмов. Просмотр фильма, выполнение тестов. Загрязнение мирового океана. 2 Оформление альбомов. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2. 19 . Охрана морей и океанов. Оформление альбомов. 2 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2. 20 Влияние транспорта на окружающую среду. Изготовление моделей транспорта. Природоохранные мероприятия. Изготовление моделей транспорта. Экологически чистый транспорт. Возможно ли такое? Изготовление моделей транспорта. Российские научные водородные технологии. Изготовление моделей транспорта. Отходы. Создание презентаций. 2 2. 15 2. 16 2. 17 2. 18 2. 21 2. 22 2. 23 2. 24 2. 25 беседа №40 кая работа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 МБОУ Практичес 14.15-15.15 СОШ кая работа №40 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ 2 кая работа №40 Отходы как вторичные 2 материальные ресурсы. Создание презентаций. 13.00-14.00 МБОУ Практичес 14.15-15.15 СОШ кая работа №40 19 опрос Защита проектов тест Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов 2. 26 2. 27 2. 28 2. 29 2. 30 2. 31 2. 32 2. 33 Ограничение 2 несанкционированного выброса мусора. Просмотр фильма, выполнение тестов. Концепция безотходного 2 производства. Выбор темы проекта. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ Основные направления 2 безотходного производства. Работа над проектом. 13.00-14.00 МБОУ Практичес 14.15-15.15 СОШ Создание безотходных 2 технологий. Выполнение проекта. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ Откуда взять деньги на 2 решение эко. Проблем. Просмотр фильма, выполнение тестов. Снижение природоёмкости 2 экспорта. Оформление альбомов. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ Атомная энергия и ноосфера. 2 Оформление альбомов. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ Этический кодекс атомщика. 2 Оформление альбомов. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 кая работа №40 кая работа №40 кая работа №40 13.00-14.00 МБОУ Практичес 14.15-15.15 СОШ кая работа №40 кая работа №40 №40 2. 34 2. 35 2. 36 2. 37 2. 38 Экологические войны и 2 экологический терроризм. Выполнение плаката. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Ядерная энергетика и информационная безопасность. Выполнение плаката Реальные опасности радиоактивных излучений и радиофобия. Создание презентаций. Экология – бизнес или забота о человечестве. Просмотр фильма, выполнение тестов. Взаимосвязь экологии и развития производства. Просмотр фильма, выполнение тестов 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 2 №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 20 №40 тест Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов беседа Защита проектов Защита проектов тест тест 2. 39 2. 40 Экологическое производство. 2 Создание презентаций. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест PR – технологии в решении 2 экологических проблем. Создание презентаций. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ тест 3 Космическая экология 50 3. 1 Понятие космический мусор. Оформление альбомов. 2 кая работа №40 кая работа №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3. 2 3. 3 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Способы ликвидация мусора. Оформление альбомов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 3. 4 3. 5 3. 6 3. 7 3. 8 3. 9 3. 10 №40 Инфрокрасные средства 2 обнаружения. Оформление альбомов. беседа Космические средства обнаружения экологических катастроф на Земле. Альбомы, тесты. Регистрации, ликвидации последствий экологических катастроф на Земле. Альбомы, тесты. Космические средства утилизации земных промышленных отходов. Альбомы, тесты. Космические средства утилизации оружия массового уничтожения. Оформление альбомов Прогноз и классификация катастроф. Просмотр фильма, тест. беседа беседа беседа беседа беседа Перенос вредных производств 2 за пределы Земли. Модель космического аппарата. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 21 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа проект №40 Международно – правовые 2 вопросы. Просмотр фильма, тест. беседа проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 проект проект №40 №40 проект 3. 11 3. 12 3. 13 3. 13 3. 14 3. 15 3. 16 3. 17 Экология ракетно- 2 космической техники. Модель космического аппарата. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Средства утилизации отходов 2 на борту комического аппарата. Модель космического аппарата. Электроника и энергетика. 2 Модель космического аппарата. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Влияние электромагнитного и 2 радиационного излучения на окружающую среду и человека. Альбомы, презентации. Обеспечение безопасности и 2 защита. Альбомы, презентации. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ Космос для человека, история 2 освоения. Просмотр фильма, выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Перспективы освоения. 2 Просмотр фильма, выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Космическое землеведение. 2 Выполнение кроссворда. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа беседа ия беседа беседа беседа беседа 3. 19 3. 21 3. 22 №40 №40 №40 №40 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Космическая геодезия. 2 Модель космической техники. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3. 20 №40 Способы и области изучения 2 Земли. Тесты, просмотр фильма. беседа №40 №40 Основные задачи космической 2 геодезии. Модель космической техники. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Нанотехнологии: история 2 возникновения и развития. Модель космической техники. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Фундаментальные положения. 2 Модель космической техники. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа беседа беседа 22 проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3. 18 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа проект №40 №40 №40 проект проект проект тест проект проект тест проект проект проект проект 3. 23 Освоение космоса. Модель 2 космической техники. 3. 24 Кибернетика. Модель 2 космической техники. Презентац ия беседа проект 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 4 Работа над творческими проектами 12 4. 1 Работа над творческими проектами 2 №40 проект 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ проект 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект кая работа №40 Работа над творческими проектами 4. 2 2 №40 Работа над творческими проектами 4. 3 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 Работа над творческими проектами 4. 4 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 Работа над творческими проектами 4. 5 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 Итоговое занятие 4. 6 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 Календарный учебный график « Космос» 3 год обучения (наименование программы) Таблица 6 № п/п Да та Темазанятия КолВремя во Проведен часо ия в занятия 1 Вводное занятие 2. 13.00-14.00 14.15-15.15 2 Энергия и человек. 23 Форма занятия беседа Местоп Форма роведе ния контрол я МБОУ СОШ №40 Сравнительный анализ источников энергоснабжения 2 для различных географических точек России и мира. Создание иллюстрированного альбома. Разработка оптимальной 2 системы энергоснабжения удаленных поселений. Изготовление дидактического материала. 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 проект 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 проект 2.3 Энергоэффективный город. Выполнение презентаций. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 проект 2.4 Утилизация теплых выбросов АЭС. Выполнение тестов. 2 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 беседа 2.1 2.2 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 Энергобиологические 2 комплексы. Создание иллюстрированного альбома. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Выращивание и селекция семян в космосе. Создание иллюстрированного альбома. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 2 №40 Атомная энергетика и 2 производство продуктов питания. Выполнение презентаций. Большие задачи малой 2 энергетики. Выполнение тестов. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Малая атомная энергетика и 2 развитие регионов России. Создание фотоальбомов. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Безопасный ядерный реактор. 2 Просмотр фильма. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 тест тест тест проект тест проект №40 проект №40 2.11 2.12 Экологическая чистота 2 способов получения и использования энергии. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Экологическая энергетика. 2 Выполнение тестов. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 беседа 2.13 Способы улучшения экологической обстановки на основе. Оформление учебного проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 24 проект проект №40 стенда. 2.14 Альтернативные источники 2 энергии. Просмотр фильма. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 2.15 2.16 Структурирование энергетик. Оптимизация сочетания энергетик. Оформление учебного стенда. 2 «Симбиоз» энергетик. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 2.17 2.18 2.19 2.20 2.21 Необычные источники 2 энергии. Выполнение тестов . 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия «Фотосинтез»- на службе 2 космонавтики. Оформление учебного стенда. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Проблемы термоядерной энергетики. Оформление учебного стенда. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Химия и энергетика. Изготовление дидактического материала. 2 Химия ядерного топливного цикла. Выполнение тестов. 2 беседа 2.23 2.24 Утилизация отходов. презентаций. тест проект проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ радиоактивных 2 Выполнение Как создать искусственное солнце. Изготовление дидактического материала. №40 проект №40 беседа 2.22 проект тест проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Ядерная энергетика. 2 Выполнение презентаций. проект №40 2.25 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ Альтернативные турбинам 2 способы преобразования тепла в электричество. Выполнение тестов. ия беседа 25 №40 тест 2.26 2.27 Электрохимические генераторы, термоэмиссионные преобразователи. Создание иллюстрированного альбома. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ 2 проект №40 Нетрадиционные источники 2 энергии. Просмотр фильма. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 2.28 2.29 Поиски вечного двигателя. Изготовление примерных моделей. 2 Водородная энергетика. Оформление учебного стенда. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 2.30 2.31 2.32 2.33 2.34 Новейшие сферы применения ядерных технологий. Выполнение тестов 2 Различные способы преобразования энергии. Изготовление примерных моделей. 2 Газотурбинные установки, паротурбинные установки. Изготовление примерных моделей. 2 Атомных станций малой мощности. Изготовление примерных моделей. 2 АЭ в освоении внеземелья. Выполнение презентаций. 2 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ тест проект проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 2.35 2.36 2.37 Чернобыльская авария: причины и последствия. Выполнение презентаций. 2 Ликвидация аварии и меры безопасности. Изготовление примерных моделей. 2 Безопасный ядерный реактор. Изготовление дидактического материала. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 26 проект 2.38 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Новые виды ядерного топлива. 2 Выполнение тестов. проект №40 2.39 Внутренний и внешний риски 2 (безопасность) АЭ 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 2.40 Сколько стоит атомная энергия. Выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа 2.41 2.42 2.43 2.44 2.45 2.46 Роль атомной энергетики в 2 развитии территории Ростовской области. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Космос и энергоресурсы. Изготовление примерных моделей. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Аккумулятор разных видов энергии (солнечные батареи, солнечно-энергетические установки) Выполнение презентаций. 2 Новые источники энергии (ядерные, изотопные, термоядерные, антивещество, солнечный парус) . Выполнение презентаций. 2 Искусственные источники света, тепла, электричества. Изготовление примерных моделей. 2 Космос и энергорисурсы. Выполнение тестов. 2 тест проект №40 проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 3. Космическая медицина 3.1 Летные эксперименты с животными. Выполнение тестов 2 Медико-биологические проблемы будущих межпланетных и межзвездных перелетов. Изготовление примерных моделей. 2 3.2 №40 №40 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа 13.00-14.00 14.15-15.15 27 тест проект №40 МБОУ СОШ Практичес №40 кая работа проект 3.3 Функция зрения космонавтов. Выполнение тестов. у 2 Факторы, влияющие на 2 переносимость, защита организма от их действия. Просмотр фильма. Мышечная деятельность. 2 Гипокинезия. Гиподинамия. Гиперкинезия. Выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия проект Функция слуха у космонавтов. 2 Инфразвук. Ультразвук. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 3.5 13.00-14.00 14.15-15.15 2 беседа 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 Искусственная атмосфера. Изготовление примерных моделей. 2 Регенерация и кондиционирование воздуха. Оформление учебного стенда. 2 №40 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Презентац СОШ ия беседа беседа 3.8 №40 проект Переносимость ускорений, возможность адаптации к ним. Выполнение презентаций. Изготовление примерных моделей. 3.7 беседа проект МБОУ СОШ Практичес №40 кая работа 3.4 3.6 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия №40 №40 тест 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ тест №40 Питание и водообеспечение. 2 Метаболизм космонавта. Изготовление примерных моделей. 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Обеспечение радиационной безопасности. Изготовление примерных моделей. 2 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Тепловая защита и ее эффективность. Оформление учебного стенда. 2 №40 №40 Практичес кая работа 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Личная гигиена, режим труда. Режим труда и отдыха. Выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия беседа беседа тест опрос опрос Космическая микробиология и 2 иммунология. Просмотр фильма. 28 тест 13.00-14.00 МБОУ 14.15-15.15 Практичес СОШ кая работа №40 2 тест №40 №40 опрос тест 3.15 Обеспечение безопасности и деятельности космонавта. Выполнение тестов 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 2 беседа №40 Обеспечение жизни здоровья 2 космонавтов в аварийных ситуациях. Просмотр фильма. 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия Отбор и космонавтов. фильма. подготовка 2 Просмотр 13.00-14.00 Презентац МБОУ 14.15-15.15 СОШ ия 4. Работа над проектами творческими 2 4.1 Работа над творческими проектами. Выбор темы проекта 2 Работа над творческими проектами. Выполнение проекта. 2 Работа над творческими проектами. Выполнение проекта. 2 Работа над творческими проектами. Выполнение проекта. 2 Работа над творческими проектами. Выполнение проекта. 2 Работа над творческими проектами. Выполнение проекта. 2 Работа над творческими проектами. Защита проекта. 2 3.16 3.17 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 беседа беседа 13.00-14.00 14.15-15.15 №40 №40 опрос тест опрос МБОУ СОШ №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ проект №40 4.8 13.00-14.00 Практичес МБОУ 14.15-15.15 кая работа СОШ Изготовление модели. 2 Итоговое занятие.Выполнение теста. №40 29 проект III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1 Условия реализации программы Материально-техническое оснащение МАТЕРИАЛЫ: картон разных сортов, картон гофрированный, бумага рисовальная и чертежная, бумага цветная, гофрированная, клей ПВА, краски акварельные, гуашь, пластилин, тарные коробки из-под чая, скрепки канцелярские, бумага копировальная, бумага наждачная, нитки, рейки разного сечения, проволока медная, провода монтажные, пенопласт, поролон, фанера, лампочки 2,5 вольта, батарейки. ИНСТРУМЕНТЫ: ножницы тупоконечные, карандаши простые, цветные, фломастеры, циркули, линейки, шилья, нож, лобзики с запасом пилок, подставки для выпиливания лобзиком, струбцины, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, клещи, киянка, молотки, ножовка столярная, тиски ручные, тиски настольные, коловорот, дрель с набором сверл, электропаяльник, отвертки, кисти для красок и клея, прибор для выжигания, напильники, надфили, рубанок, щетка для сметания мусора. Учебно-методический комплекс преподавателя по учебной дисциплине «астрономия». Научно-методические рекомендации, предназначенные для координации и стандартизации отдельных направлений учебной деятельности педагогов дополнительного образования. Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования. При реализации программы активно используются экскурсии в образовательные организации, совместные соревнования, конкурсы. 3.2Формы контроля и аттестации В ходе реализации программы ведется систематический учёт знаний и умений обучающихся. Для оценки результативности применяется входящий (опрос), текущий и итоговый контроль в форме тестирования. В начале года проводится входящий контроль в форме опроса и анкетирования, с целью выявления у ребят склонностей, интересов,ожиданий от программы, имеющихся знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности. Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится после изучения основных тем для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы. В конце года изучения всей программы проводится итоговый контроль в виде итоговой аттестации с целью определения качества полученных знаний и умений. 30 3.3Планируемые результаты Предметные - формирование базового минимума астрономических знаний и умений; -развивать систему элементарных знаний о природе космоса, рукотворным и нерукотворным миром космоса, местом космоса в нашей жизни; - развить познавательную активность; -развить у обучающихся основы теоретического мышления: использовать законы науки, делать общие выводы; дифференцировать свою и «чужую» мысль, а также систему доказательств; - формировать умения учиться, приобретать навыки самообразования; Личностные -мотивация к техническому творчеству, создание собственных космических моделей; - развитие самостоятельности; - приобретение технических компетенций, осознание их важности в настоящем времени и будущей жизни; - личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; -формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и реализовывать для себя новые задачи в учебной деятельности; -умение самостоятельно разрабатывать рабочие чертежи и изготавливать модели по ним; - умение пользоваться справочной литературой при поиске необходимой информации; - умение самостоятельно разрабатывать и строить модели; - умение самостоятельно применять полученные знания при разработке и конструировании фантастических космических проектов. 31 IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Форма организации занятий: На занятиях используются основные виды конструирования: по образцу, схемам , чертежам, по замыслу и теме. Применяется использование методов, развивающих навыки творческой деятельности: проектов, коллективных творческих дел, групповой и индивидуальной, исследовательской работы. В основе каждого раздела программы использованы инновационные технологии: метод проектов, который вырабатывает у детей умение выстраивать свою деятельность, видеть её перспективу; коллективные творческие дела, способствующие педагогике сотрудничества. Большое значение имеет проведение творческих выставок, конкурсов, соревнований, что даёт возможность детям максимально реализовать свой творческий потенциал, активность, любознательность, эмоциональное восприятие, а также оценить результаты образовательной деятельности обучающихся и проследить их личностный рост. В конце каждой темы подводятся итоги в форме конкурсов, выставок творческих работ, защиты проектов, представления рефератов, презентаций. Занятия оснащены различным дидактическим материалом: схемами, выкройками, развертками, информационными и технологическими картами. На практической части занятия должен присутствовать соревновательный элемент. Широко использовать дидактический материал, стенды, наглядные Пособия, презентации, видеофильмы. Перед постройкой модели обязательно демонстрировать аналогичные готовые образцы. При работе с самыми маленькими или вновь прибывшими кружковцами целесообразно изготавливать модели вместе с ними, наглядно показывая технологию и приемы работы. Это облегчает восприятие ими излагаемого материала. На третьем году обучения при выборе обучающимися тем собственных проектов и творческих работ, ориентировать их исходя из способностей, выявленных у них на занятиях в предыдущие годы. Помочь раскрыться воспитаннику в том виде деятельности (построение моделей и макетов, создание презентаций, оформление альбомов и стендов, написание рефератов), в котором он показывал наилучшие результаты на протяжении предыдущих лет обучения. Контроль может осуществляться в следующих видах: - беседа; - тестирование; -опрос; -наблюдение; - проект. Критерии оценивания деятельности обучающихся 32 Критерий/Уровень Качество работы Аккуратность Самостоятельное выполнение работы Изобретательность Креативность Высокий Средний Низкий Методы обучения –процессе обучения применяются такие методы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, занятие-фантазия, проекты. Объяснительно иллюстративные: рассказ, объяснение, беседа с предметом труда, демонстрация наглядных материаловсхемы, выкройки, развертки, информационные и технологические карты. Репродуктивный – способствует развитию у обучающихся практических компетенций. Проблемно-поисковый( создание проблемной ситуации вариативность и свобода выбора предложенных работ, остановка педагогом задач и совместное их решение) – служит развитию творческих способностей обучающихся. Деятельность обучающихся имеет полезную направленность-имеет полезную направленность – выполненная работа становится полезной и интересной, у него появляется чувство радости и гордости за свой труд. К учебно – методическому оснащению относятся: - выставка моделей обучающихся; - рабочие тетради ; -технологические карты, инструкции по сборке, презентации; -фотографии и рисунки моделей технических объектов; -демонстрационные модели; -журналы и книги по астрономии и космосе; -стенды, плакаты, образцы материалов, тематические папки,презентации, видеофильмы; -сценарии и методические разработки конкурсов, бесед, экскурсий, викторин, праздников. 33 V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Показатели Содержание Критерии оценки диагностических заданий Обучающийся знает Педагог дает оценку в 1балл: Не проявляет правила и меры процессе наблюдений интерес к безопасности при работе за поведением конструированию, с инструментами. обучающегося во самостоятельно не время занятий, выбирает; анализирует вопросы. 2 балла:Выбирает но чаще для совместной деятельности; 3 балла: Выбирает первым и самостоятельно изготавливает изделие. Проявление творческой Педагог дает оценку в 1балл: Не проявляет инициативы и процессе наблюдений интерес; самостоятельности за поведением 2 балла:Проявляет но обучающегося во сдержанно и без время занятий, желания; анализирует вопросы. 3 балла: Работу выполняет с интересом. Знает основные Педагог дает оценку в 1 балл: Не знает , характеристики и процессе наблюдений интереса не проявляет; элементы моделей за поведением 2 балла:Проявляет но с космической техники обучающегося во отгороженностью и время занятий, без особого желания; анализирует вопросы. 3 балла: Работу выполняет с интересом. Умение создавать Педагог 1 балл: Не знает , творческие проекты по демонстрирует интереса не проявляет; собственному замыслу модели космических 2 балла:Проявляет но с кораблей и предлагает отгороженностью и выполнить по своему без особого желания; замыслу. 3 балла: Работу выполняет с интересом. 34 Самостоятельно разрабатывать рабочие чертежи и изготавливать космических моделей. Педагог демонстрирует модели космических кораблей, технические схемы и технологические карты и предлагает выполнить по своему замыслу. 1 балл Не знает , интереса не проявляет; 2 балла Проявляет но с отгороженностью и без особого желания; 3 балла Работу выполняет с интересом. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов ПМПК. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. 35 Требования ФГОС к личностным результатам Индикаторы оценки личностных результатов Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Обучающийся знает знаменательные для Отечества исторические события; осознание своей этнической и культурной принадлежности; любит родной край, осознает свою национальность; знает и с уважением относится к Государственным символам России; сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей Обучающийся с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий; выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов; уважает историю и культуру других народов и стран, не допускает их оскорбления, высмеивания. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Обучающийся уважает культуру и традиции народов России и мира; Умеет выслушать иное мнение, уважительно относится к иному мнению. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Обучающийся умеет адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); может обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу точно описать возникшую проблему; осваивает навыки самообслуживания. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Обучающийся умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования; умеет вести в любых проблемных ситуациях; принимает и осваивает социальную роль обучающегося. 36 Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни Обучающийся осваивает навыки самостоятельности и независимости в быту, умеет обращаться с электроприборами, осваивает правила поведения на дороге, в транспорте и при общении с незнакомыми людьми; знает правила поведения в школе, права и обязанности ученика; понимает предназначения окружающих в быту предметов и вещей; умеет ориентироваться в пространстве школы, расписании. Стремится участвовать в повседневной жизни класса, мероприятиях класса и школы. Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия Обучающийся знает правила коммуникации; умеет инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми; умеет применять адекватные способы поведения в разных ситуация; владеет культурными формами выражения своих чувств; умеет обращаться за помощью; способен инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации Обучающийся владеет адекватным бытовым поведением с точки зрения опасности/безопасности для себя; имеет адекватные навыки бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды; умеет использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации; умеет накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве; развивает любознательность и наблюдательность, умеет задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Способность к осмыслению социального окружения, Обучающийся знает правила поведения в разных социальных ситуациях с людьми 37 своего места в нем, принятие разного возраста и статуса; умеет соответствующих возрасту адекватно использовать принятые ценностей и социальных ролей социальные ритуалы; вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом близостью и социальным статусом собеседника; умеет корректно привлечь к себе внимание; умеет отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности Обучающийся воспринимает важность учебы, проявляет любознательность и интерес к новому; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Обучающийся умеет сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуация с соблюдением в повседневной жизни норм речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); участвует в коллективной и групповой работе сверстников, с соблюдением в повседневной жизни норм коммуникации; умеет в ситуации конфликта найти путь ненасильственного преодоления; учитывает другое мнение в совместной работе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Обучающийся умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам Обучающийся понимает ценности нравственных норм, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей; проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и ориентируется на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; обучающийся активно участвует в процессе обучения. 38 других людей сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Обучающийся ориентирован на здоровый и безопасный образ жизни, соблюдает режим дня; участвует в физкультурнооздоровительных мероприятиях; занимается творческим трудом или спортом; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. Для оценки эффективности усвоения предметных результатов используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются различные формы: выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. Оценку результатов освоения программного материала можно осуществлять разными способами: количественным или качественным. Наиболее точный результат получается при сочетании этих двух способов. Количественная оценка может быть выражена каким-либо математическим эквивалентом – баллом, процентом. Качественная оценка предполагает наличие характеристик, соответствующих разным уровням освоения программного материала. Если предполагается оценка в баллах, то уровень определяется, вычислив процент выполнения обучающимся заданий уровень соответствует 39 Низкий выполнение менее 50% от максимально возможного объёма заданий Средний выполнение не менее 50% от максимально возможного объёма заданий Высокий выполнение не менее 65% от максимально возможного объёма заданий Если задания не предполагают оценки в баллах, то оценка может опираться на качественные характеристики. уровень соответствует Низкий обучающийся не демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов или демонстрирует знание теории, но не применяет эти знания в практической деятельности. Средний обучающийся демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов или демонстрирует знание теории, применяет эти знания в практической деятельности. Высокий обучающийся демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов, применяет эти знание в практической деятельности, в незнакомых условиях. Обучающимся, успешно освоившим программу курса, могут выдаваться сертификаты, почётные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ФЗ «Об образовании ст. 60). 40 VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баллистические ракеты. – Воениздат, 1969. Ракеты-носители / Под. ред. С.О. Осипова. - М.: Воениздат, 1981. 2. Внешние ресурсы и космонавтика. – М.: Атомиздат, 1976. Бурдаков В.П., Данилов Ю.И. Ракеты будущего. – М.: Энергоатомиздат, 1991. 3. Исследовательская и проектная деятельность в аэрокосмических и ракетомодельных объединениях учреждений дополнительного образования детей технической направленности Ростовской области. Сборник материалов, посвященный 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос, 2011, - Ростов-на – Дону, ОПП ГОУ ДОД РО ОЦТТУ. 4.Методические рекомендации участникам конкурса педагогов дополнительного образования. Под редакцией Паничева Е.Г., заместителя директора по научно-методической работе ГОУ ДОД ОблЦТТУ. –Ростовна-Дону, ООП ОблЦТТУ. -2006. 5. Модели ракет: Проектирование. Кротов И.В., – М.: ДОСААФ,1979 6. Механика космического полета В элементарном изложении, 3-е изд., -М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1980 7.Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. учеб.заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 288 с. 8. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Матяш Н. В. Педагогика. 2000. № 4. 9. Программы для внешкольных учреждений. «Космонавтика». Издательство «Просвещение», - М., 2013. 10. Сборник авторских программ лауреатов и дипломантов VIII областного конкурса авторских программ дополнительного образования детей в номинации «Научно-техническая». Часть 1. -Ростов-на-Дону, -ООП ГОУ ДОД ОЦТГУ, -2008. 11. Техническое моделирование и конструирование Учебное пособие для студ., Издательство №Просвещение», 1983г. Левантовский В. И. 12. Человечество. Земля. Вселенная. Философские проблемы космонавтики. – М.: Мысль, 1977. Феодосьев В.И. 13.Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить [текст] / В.О.Шпаковский. – М.: Просвещение, 1990.- 159с. 14.«Юный техник» Журнал [текст] ОАО Молодая гвардия, 1995.- 99с. 15.Яхонтов, Н.П. Ракетодром [текст] / Н. П. Яхонтов. – М.: ОАО Молодая гвардия, 2000.-150с. 41 Интернет-ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://htmlbook.ru/ https://web-standards.ru/ https://css-live.ru/ https://css-tricks.com/ https://alistapart.com/ https://www.smashingmagazine.com 42 VII. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 43 44 45 46 47 48